На главную страницу

Часто задаваемые вопросы
     
    Вопрос: Зачем вообще нужно оцифровывать кинопленки, может проще зарядить их в проектор и посмотреть?
   

Ответ: Тут можно назвать сразу несколько причин.
Во-первых, кинопроектор, как и всякое оптико-механическое устройство, имеет ограниченный срок службы и нуждается в периодическом техобслуживании. Помимо сгоревшей лампы и порванного пассика ваш домашний прибор может также преподнести неприятный сюрприз, начав царапать пленки, рвать на них перфорацию и прожигать дыры, делая просмотр физически невозможным.

Во-вторых, кинопленка как носитель визуальной информации тоже не вечна. Даже в исправном проекторе она царапается и выгорает в мощном пучке света галогенной лампы, некачественные склейки рвутся, а наэлектризованная подложка собирает пыль. С течением времени красители, образующие изображение в цветных кинопленках, выцветают, делая картинку блеклой и ненатуральной, основа пленки желтеет и становится ломкой, а склейки теряют прочность. Остановить этот процесс можно, только перенеся изображение в цифровой вид.

В-третьих, картинка, даваемая бытовым кинопроектором, оставляет желать лучшего. В свое время  она, конечно, вызывала бурю восторга, но в эпоху тотальных информационных технологий выглядит примитивно. Недостаточная яркость, требующая затемнения помещения, падение резкости к краю кадра, отчетливо видимые царапины,  соринки на пленке и волоски, прилипающие к кадрирующей рамке - вот неполный список дефектов изображения. А на слишком темных или слишком светлых участках вообще может быть мало что видно. К счастью, современные технологии оцифровки и обработки помогут решить эту проблему.

В-четвертых, согласитесь, что гораздо удобнее просматривать ваш киноархив с DVD- диска, выбирая эпизоды с помощью экранного меню, или вставив флешку в порт современного телевизора, чем разворачивать киноустановку, вешать экран, затемнять помещение и подолгу перематывать пленки!

    Вопрос: Какие существуют способы оцифровки кинопленок? Какой способ лучше?
   

Ответ: Качественная оцифровка кинопленок – сложная техническая задача, требующая значительных временных и материальных затрат. Поэтому разумно оценивать способы оцифровки по критерию не только качества, но и стоимости, которая в некоторых случаях может быть весьма существенной.
Самый простой и самый дешевый способ – съемка с экрана с помощью бытовой или профессиональной  видеокамеры. Но качество такой оцифровки не выдерживает никакой критики, так как ко всем вышеперечисленным недостаткам картинки с кинопроектора добавляются нюансы, вносимые видеокамерой – общая нерезкость, шум, мерцание изображения из-за несоответствия телевизионной кадровой  частоты и частоты вращения обтюратора кинопроектора.
Лучшее качество изображения может быть получено методом съемки «объектив в объектив», с последующей реконструкцией последовательности кадров. Такой способ дороже «экранки», так как требует специальной оптики, доработки проектора, качественного шасси, компьютерной обработки и может быть отнесен к технологии, известной как «телекино», характерным отличительным признаком которой является непрерывная съемка изображения с пленки в реальном времени.
Однако наилучшее качество изображения может быть получено при покадровой оцифровке, когда изображение каждого кадра захватывается отдельно и из последовательности кадров строится видеоряд. Покадровый метод подразумевает синхронизацию процессов смены кадра и захвата тем или иным способом,  и небольшую  скорость оцифровки. В сочетании со значительной стоимостью аппаратуры этот метод является наиболее затратным и соответственно самым дорогим – у некоторых фирм цена может достигать 80 грн/мин.

К счастью, не все так печально – мы предлагаем разумные цены за покадровую оцифровку кинопленки бескомпромиссно высокого качества. Это стало возможным благодаря целому ряду «ноу-хау» - уникальных технических и программных решений в сочетании с огромным опытом оцифровки с 2002-го года ответственного и талантливого коллектива специалистов.
   

Вопрос: Сколько времени нужно для оцифровки моего киноархива?

   

Ответ: Качественная оцифровка кинопленок – процесс кропотливый и небыстрый.
Сначала выполняется подготовка киноматериалов – сухая, влажная чистка и склейка разорванных фрагментов. Затем наступает основной этап – оцифровка в промежуточный формат с низкой степенью сжатия и на пониженной скорости. Следующая стадия – предварительный монтаж и подготовка скрипт-файлов, задающих индивидуальную программу обработки для каждого фрагмента. После этого выполняется компьютерная обработка – самый длительный процесс с учетом объема необходимых для глубокой реставрации вычислений. На завершающем этапе при необходимости «рисуется» меню DVD-дисков и производится вывод готового материала на внешние носители – DVD, флешку, жесткий диск. В зависимости от объема исходного материала время, необходимое для выполнения одного проекта может составлять от нескольких часов до нескольких дней. А с учетом очереди заказов на работу может уйти и две недели.

Впрочем, как правило, кинопленки ждали своего часа долгие годы, и еще несколько дней ничего не решают. Однако, если Вы хотите приурочить оцифровку к какому-либо событию, например в качестве подарка, следует заранее позаботится об этом, доставив материалы в лабораторию за пару недель до необходимого срока. Существует также возможность оформить срочный заказ – при этом мы отложим в сторону все другие проекты и выполним работу за минимальное время, но и в этом случае мгновенно она не делается – день-два у Вас должно быть в запасе.
    Вопрос: Какие существуют цифровые форматы для хранения и просмотра видео, полученного с кинопленок?  Какой формат лучше выбрать с учетом удобства просмотра и качества?
   
Ответ:  Если вы не дока в форматах видео, разумно будет оттолкнуться от техники, на которой это видео будет просматриваться.
Так, если основным устройством для воспроизведения видео назначен классический DVD-проигрыватель, то выбор очевиден – это формат DVD-Video.
Его основное достоинство – это возможность использования экранного меню, с помощью которого очень просто выбирать кинопленки для просмотра. Однако в настоящее время DVD-формат уже уходит в прошлое, как в свое время видеокассеты формата VHS. Основная причина этого –  доступность и широкое распространение телевизоров нового поколения, рассчитанных на телевидение высокой четкости (HDTV), для реализации возможностей которых стандартного телевизионного качества картинки (SD) уже недостаточно.
Если же просматривать киноархив планируется в основном на компьютере, современном телевизоре с USB-входом или мультимедиа-плейере, то лучшее решение –  пофайловая упаковка пленок с помощью кодеков семейства MPEG4/AVC.
Особый случай – когда полученное в процессе оцифровки видео планируется монтировать. В этом случае наилучшим выбором будет формат с минимальной степенью сжатия – покадровый MJPEG
или DV PAL – в зависимости от того, что будет конечным форматом после монтажа – MPEG4/AVC или DVD соответственно.
Пофайловая оцифровка в MPEG4/AVC/MJPEG может быть как стандартного телевизионного качества SD (~720x540), так и с высоким разрешением HD(720p) или Full HD (1080p). Последний вариант – обеспечивает наивысшее возможное качество оцифровки любых киноматериалов, но является более трудоемким и дорогим. Однако достигаемый визуальный эффект того стоит -  используемый в нашей лаборатории совершенный матричный сканер открывает на пленках такие детали, которые невозможно разглядеть с помощью обычного кинопроектора.
    Вопрос: Качество кинопленок формата 8 мм часто оставляет желать лучшего, имеет ли смысл их оцифровывать с таким высоким разрешением, как HD или Full HD?
   
Ответ: Разрешение обычного телевизионного сигнала в пересчете на кадр кинопленки формата 8 Супер - примерно 60 лин/мм. Для сравнения, разрешающая способность отечественной черно-белой обращаемой кинопленки ОЧ-45 (ОЧ-50) согласно ГОСТ 20945-80 составляет 110 лин/мм, кинопленки фирмы Кодак - от 90 до 160 лин/мм. Поэтому для передачи всех деталей изображения необходим сканер с более высоким разрешением – Full HD соответствует около 130 лин/мм. Кроме того FHD-сканер имеет лучшую оптику без заметных хроматических аберраций, современную матрицу с большим динамическим диапазоном, что гарантирует сохранность деталей  в светлых и темных участках изображения.
Качество FHD-оцифровки будет лучше как для качественных, так и не очень качественных пленок. Компромиссный вариант - оцифровка в формат HD(720p) с разрешением 85 лин/мм. Стоимость такой оцифровки ниже, чем FHD при достаточно высоком качестве. SD-оцифровка стоит еще дешевле, но нужно учесть, что оцифровка кинопленок как правило делается один раз и  навсегда, и чтобы в последующем не возникало сомнений, лучше сделать ее сразу в максимальном качестве.
    Вопрос:  Как определить тип пленки?
   
Ответ: Кинопленки в первую очередь классифицируются по ширине, которую можно определить с помощью линейки - в соответствии с названием это 8 мм, 16 мм и 35 мм. Кинопленки 8 мм в свою очередь бывают "нормальные" 8 мм и 8 мм Супер. Отличить их можно по размеру и расположению окна перфорации - у "Супер" оно расположено напротив середины кадра - но особой необходимости в этом нет, так как цена за оцифровку кинопленки 8 мм от ее типа не зависит.
    Вопрос:  Как подсчитать время записи на кинопленках?
   
Ответ: Смонтированные любительские кинопленки обычно смотаны на бобины диаметром от 7,5 до 18 см.
Вот примерное соответствие "диаметр-время" для пленки Супер и встречающихся на практике диаметров бобин, при условии, что пленка намотана "номинально" (диаметр намотки на 1-2 см меньше диаметра бобины) и снята со скоростью 16-18 к/с:
7,5 см              4 мин  
10 см               10 мин
12,5 см            15 мин
14,5 см            21 мин
18 см               30 мин
Для пленки типа ''норма" это время нужно умножать на 1,1-1,5. Если же на бобину намотано меньше кинопленки, то соответствующее время нужно уменьшить пропорционально уменьшению площади намотки,
    Вопрос:  Есть ли звук на кинопленках?
   
Ответ: На кинопленках 8 мм отечественного производства звуковой дорожки не было, поэтому звука на них быть не может. Хотя фирма Кодак выпускала кинопленки 8 мм с магнитной звуковой дорожкой, которые могли озвучиваться в любительских условиях во время проекции с помощью соответствующего импортного проектора. Такие озвученные пленки встречаются на практике крайне редко, но в нашем оборудовании предусмотрена возможность оцифровки  подобных пленок с оригинальным звуком.
А на видеоряд с обычной кинопленки может быть наложена звуковая дорожка с нейтральной фоновой музыкой, которая улучшает восприятие происходящего на экране. Что касается пленок 16 мм, то на на них может быть магнитная или оптическая звуковая дорожка. Мы оцифровываем оба типа звукозаписи, хотя на любительских кинопленках такая опция встречается нечасто. Кинокопии 35 мм, изготовленные промышленным способом, то есть на кинокопировальной фабрике, могут быть только с ''оптическим" звуком, который также можно оцифровать.
     
На главную страницу